Пайка полипропиленовых труб своими руками: инструкция по сварке и монтажу

Пайка полипропиленовых труб своими руками: инструкция по сварке и монтажу

Пайка полипропиленовых труб своими руками: инструкция по сварке и монтажу

Строительство систем отопления и водоснабжения своими руками стало возможным благодаря использованию полипропиленовых труб (ППР). Их преимущество в высокой надежности, длительном сроке службы (до 50 лет), несложной технике монтажа, легкости и удобстве транспортировки и невысокой стоимости.

Пайка труб

Пайка полипропиленовых труб.

Специфика пайки труб из полипропилена

ППР изготавливают из полимерного материала. Он термопластичен, легко поддается плавлению при температуре от 149°С, при остывании сохраняет свои свойства. Благодаря этому при нагревании полипропиленовые трубы легко стыкуются, образуя монолитные узлы единого комплекса систем коммуникаций. Они широко используются в строительстве канализаций, систем водоотведения, также подходят для отопления и водоснабжения.

Общее описание технологии

Пайка полипропиленовых труб основана на принципе одновременного плавления с помощью сварочного аппарата, верхней части трубы и внутренней части муфты. После снятия прогретых деталей с нагревателя паяльной машины они стыкуются друг с другом путем сжатия.

В месте слияния прогретых поверхностей состыкованных деталей происходит взаимопроникающая связь расплавленных масс, образующих при остывании единый монолитный узел. Данный метод получил название муфтовое соединение.

Способ сварки ППР одного диаметра называется прямым (стыковым). Он основан на том же принципе плавления краев труб с последующей их стыковкой и фиксацией в неподвижном положении до полного остывания. Качество прямой сварки зависит от точной центровки осей стыкуемых ППР.

Пайка труб

Процесс пайки полипропиленовых труб своими руками.

Паяльные машины для сварки труб

Существует множество разновидностей паяльных машин для сварки ППР. Их техническое исполнение и размеры зависят от диаметров ППР, с которыми они взаимодействуют, и наличия вспомогательного оборудования.

Паяльные машины делятся на:

  • станочные (с направляющими для центровки оси);
  • раструбные («Утюг»);
  • стыковые.

Для проведения сварочно-монтажных работ при строительстве трубопровода из ППР также понадобятся:

  • труборез или ножницы для полипропиленовых труб;
  • слесарный уголок;
  • карандаш или маркер;
  • рулетка;
  • швейер;
  • торцеватель;
  • средство для очищения поверхности на спиртовой основе (исключить ацетон, растворители и средства, оставляющие жирный, маслянистый след);
  • рабочие перчатки.
Какой аппарат выбрать для сварки?

Полная комплектация для сварки полипропиленовых труб.

Процедура сварки полипропилена

Выполняя сварку ППР, необходимо соблюдать длительность нагревания деталей. Не следует сильно прогревать стенку детали, но и недогрев также плохо отражается на качестве соединений. В таблице отражено количество времени, достаточного для прогрева деталей. Рекомендуемая температура пайки составляет 260°С.

Диаметр сечения трубы, мм Глубина сварки, мм Длительность нагрева, сек Фиксация,

сек

Период охлаждение, мин
20 13 7 8 2
25 15 10 10 3
32 18 12 12 4
40 21 18 20 5
50 27 24 27 6

Для пайки труб необходимо:

  1. Установить насадки на нагреватель паяльной машины.
  2. Установить паяльную машину в удобном для работы месте, зафиксировать ее с помощью крепежей (если имеются), установить регулятор температуры на требуемый уровень и подать электропитание.
  3. Подготовить детали к сварке.
  4. Обработать поверхности участков свариваемых деталей чистящим, обезжиривающим средством.
  5. Отмерить от края трубы глубину сварки и отметить карандашом. После надеть детали на насадки нагревателя и держать указанное в таблице время.

При прогреве не допускать вращения детали вокруг своей оси, вращение ухудшает герметичность связи спаянных деталей. Прогретые детали необходимо снять с нагревателя и сразу состыковать, вставив одну в другую.

При заглублении (вводе) трубы в муфту (фитинг) нельзя поворачивать ее по оси и пересекать отмеченный карандашом уровень глубины сварки. Следует зафиксировать достигнутое положение деталей и не двигать их в течение необходимого для обратной полимеризации времени.

Для достижения нужного положения при стыковке трубы с угловым отводом следует заранее отметить обе детали, прочертив направляющую карандашом в месте их соединения. Это позволит избежать вращения отвода и без корректировки достичь необходимого угла относительно оси трубы.

Соединение труб пайкой с армированием

Для пайки армированных ППР необходимо очистить их от алюминиевой фольги на глубину сварки. Для очистки используют шейвер. Это металлическая втулка с режущими ножами внутри втулки. Его надевают на край трубы и вращением вокруг оси счищают армирующий слой.

Если армирующий слой находится в середине стенки ППР, то в таком случае используют торцеватель. Принцип работы такой же, как с шейвером, их разница лишь в том, что ножи внутри втулки обращены в другую сторону. Торцеватель выравнивает край ППР и снимает армирующий слой на глубину 2 мм. Обработанные торцевателем края труб паяют методом прямой (стыковой) сварки.

Диаметр ППР, армированных алюминиевой фольгой, отличается от стандартных в большую сторону и не подходит к насадкам паяльной машины. Наличие армирующего слоя требует увеличения длительности нагрева.

Поэтому прежде чем приступить к монтажу, нужно подробно изучить инструкции изготовителя. Данное различие в диаметрах не относится к ППР, армированным стекловолокном.

Выполнение сварки полимерных труб необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении. При плавлении полимерный материал выделяет токсичное вещество, его концентрация приводит к ухудшению состояния здоровья и отравлению.

Влияние ошибок на качество сварки

Пренебрежение правилами выполнения сварочных работ приводит к ошибкам, влияющим на итоговое качество и надежность конструкций. Прежде чем приступить к выполнению сварочных работ, для начинающих будет полезным провести тренировку для наработки опыта.

Чаще всего встречающиеся ошибки в работе:

  1. Сварка деталей, не обработанных чистящим, обезжиривающим средством.
  2. Перегрев или недогрев спаянных деталей.
  3. Не полностью снят армирующий слой.
  4. Вращение деталей при прогреве или состыковке деталей.
  5. Несоблюдение глубины сварки.
  6. Неровный срез трубы.

Соединение ППР без сварки

Технология соединения ППР без паяльника называется «холодной» сваркой. Этот способ основан на использовании сильного органического растворителя. Поверхность трубы, обработанная таким составом, становится клейкой, мягкой и легко стыкуется с другой деталью. Растворитель обладает высокой летучестью, испаряется за несколько секунд, поэтому процесс склеивания деталей проходит за короткий период.

Для соединения ППР без сварки не нужны паяльные машины и электроэнергия. Поэтому данный метод получил распространение в среде профессиональных монтажников и используется при прокладке или ремонте магистральных линий. В быту этот способ встречается крайне редко.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector