Налог на скважину: законодательная база и размер налога

Налог на скважину: законодательная база и размер налога

Налог на скважину: законодательная база и размер налога

Пользование недрами, частью которых значатся подземные воды, является лицензируемым видом деятельности. В качестве компенсации за расходование народного достояния недропользователи уплачивают в казну государства водный налог на скважину. За последнее время требования законодательства ужесточились: обязанность по внесению сборов распространилась на водозаборы садовых товариществ.

Размер налога на скважину

Налог на скважину.

После водной амнистии

Закон «О недрах» №2395-1 действует с 1992 г. Вплоть до 2015 г. владельцы скважин, проживающие в частном доме, не попадали в число плательщиков налога – к этой категории относятся организации и индивидуальные предприниматели.

Государство с 2016 г. проводит водную амнистию, срок которой истекает 31 декабря 2019 г. В течение этого периода действуют льготы, стимулирующие собственников скважин к оформлению разрешения на пользование недрами.

До истечения срока можно узаконить скважины садовых некоммерческих товариществ на льготных условиях:

  • не уплачивать госпошлину в размере 7,5 тыс. руб. за оформление лицензионного соглашения;
  • получить лицензию на право водопользования без проведения геологоразведочных работ;
  • игнорировать процедуру госэкспертизы запасов подземных вод;
  • пользоваться водой из артскважин без оформления разрешения до 2020 г.

Получение лицензии обязательно и для физических лиц. После завершения водной амнистии все перечисленные льготы исчезнут, а за нарушение правил недропользования станут штрафовать.

Товарищества и физлица, не желающие оформлять лицензию на артезианскую скважину, будут вынуждены ликвидировать незаконно используемый водозабор по предписанию надзорных органов. Произойдет это не сразу, а после применения административных мер воздействия на правонарушителей по ст. 7.3 КоАП.

В зависимости от статуса собственника водозабора и тяжести проступка размер штрафа будет таким (в тыс. руб.):

Категория нарушителей Отсутствие лицензии Пользование с отступлениями от лицензионного соглашения
Граждане 3-5 2-3
Должностные лица 30-50 20-40
Предприятия и организации 800-1000 300-500

Скважины непременно оборудуются расходомерами – их проверяют представители Росприроднадзора. Мониторинг состояния подземных вод собственником скважин контролируется природоохранной прокуратурой.

Регламентирующие законы

Кроме Закона «О недрах», отношения в сфере пользования водой из скважин регулируются еще многими документами.

Порядок лицензирования изложен в постановлении Верховного Совета РФ №3314-1 от 15.07.1992, инструкции Роскомнедра №583 от 16.05.1994 г. Водный кодекс от 03.06.2006 №74-ФЗ закрепляет в п. 3 ст. 43, что регламент пользования подземными водными ресурсами регулируется законодательством о недрах.

В части налоговых сборов и в целях расширения круга плательщиков за счет скважин на дачных участках действуют следующие документы:

  • Налоговый кодекс РФ части 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ и 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ;
  • закон о садоводстве и огородничестве от 20.07.2017 №217-ФЗ;
  • Правила охраны подземных вод, утвержденные правительственным постановлением №94 от 11.02.2016 г.

Плательщики водного налога обязаны ежеквартально, до 20 числа следующего периода, отчитываться о расходе ресурса и сдавать декларацию в инспекцию ФНС – Федеральной налоговой службы. Форма документа утверждена приказом ФНС от 09.11.2015 №ММВ-7-3/497.

Сборы налоговые на скважину

Налоговые сборы на скважину.

За какую воду придется платить налог

Колодцы сооружают для пользования водой с горизонтов, расположенных недалеко от земной поверхности. В зависимости от глубины это верховодка, находящаяся в 3-5 м, или грунтовые воды – 6-20 м. Межпластовые воды занимают пространство в интервале 25-90 м, а глубже находятся артезианские водоемы под давлением окружающих горных пород – стратегический запас страны.

Облагаются налогом скважины, подходящие под условия:

  • водопользование осуществляется в целях получения коммерческой выгоды;
  • слой, питающий скважину, является объектом водозабора для центрального водоснабжения;
  • водозабор происходит с артезианского горизонта;
  • ресурсы в подземном водном объекте учтены Государственным балансом запасов полезных ископаемых, к которым относятся питьевые, лечебные минеральные, теплоэнергетические, промышленные и технические воды;
  • дебит скважины превышает 100 м³ в сутки.
Оплата налога за воду

Оплата воды после получение лицензии на скважину.

Обязанность по уплате налога возникает после получения лицензии на добычу водного ресурса. Процедура оформления разрешения во время водной амнистии занимает до полугода, но после льготного периода составит 1,5-2 года.

Ст. 333.12 НК посвящена ставкам налога: в таблице п. 1 приведены значения в рублях по регионам и бассейнам рек. Самый высокий сбор установлен для озера Байкал в Восточно-Сибирской экономической зоне – 678 рублей за 1 тыс. м³ забранной воды.

Минимальная ставка предусмотрена для скважин в бассейнах рек Енисей и Лена, расположенных в том же регионе – 306 руб./тыс. м³. В этом же пункте приводятся поправочные коэффициенты по годам пользования: в 2019 г. – 2,01; 2020 – 2,31; 2021 – 2,66.

Пунктом 3 той же ст. 333.12 нормируются ставки налога при расходе ресурса на водоснабжение населения: по 31.12.2019 г. размер сбора 141 руб./тыс. м³, а в период 01.01.2020-31.12.2020 – 162 руб./тыс. м³. Если питьевая вода очищается и продается в бутылках ради коммерции, к налоговой ставке применяется коэффициент 10.

Кто освобождается от налога

Основанием для уплаты сбора является лицензия на пользование участком недр в целях добычи подземной воды. Порядок уплаты и размер налога регламентируется Налоговым кодексом.

Сочетание двух направлений права позволяет сформировать список ситуаций, когда собственники водозабора освобождаются от водного налога:

  • эксплуатация скважин, не требующих лицензирования, в целях обеспечения питьевой и технической влагой частных домовладений;
  • расход воды на тушение пожара, ликвидацию аварий, последствий стихийных явлений;
  • добыча жидкости, содержащей редкоземельные минералы, лечебные вещества;
  • орошение сельхозугодий, водопой животных и птиц;
  • водопользование для оборонных мероприятий и в целях охраны безопасности страны.

Глава 25.2 НК, посвященная налоговым льготам, никаких послаблений в отношении сбора не предусматривает. Но ст. 333.9 устанавливает список действий с расходом водного ресурса, не учитываемого при расчете налога. Ст. 333.12 предусматривает пониженную ставку при водоснабжении населения.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector